Главная > Полезная информация > Автобусы и микроавтобусы > Первые микроавтобусы в России

Первые микроавтобусы в России

Прибалтийские республики в Советском Союзе всегда имели особые привилегии. И одна из них - не во всем следовать единой советской номенклатуре наименований.

Автомобилестроительные предприятия в СССР традиционно назывались автомобильными заводами. Сокращенно – автозаводами. Например, даже малоизвестный Ереванский автозавод назывался «ЕрАЗ».

Микроавтобус РАФ-10 «Фестиваль»

Но в латышском языке понятия «завод» и «фабрика» не различаются. Поэтому предприятие, образованное на базе Рижского авторемонтного завода, получило латышское наименование RAF. Где последнее «F» - это «фабрика».

Неизвестно, какие соображения сыграли главную роль. Может быть, те же самые, по которым Тольяттинский автозавод не получил имя «ТАЗ».

Но так или иначе, Рижское предприятие, единственное из всех автомобилестроительных предприятий в стране, стало и по-русски называться «фабрикой». Рижская автомобильная фабрика - РАФ.

Несколько лет это предприятие выполняло сборочные функции, выпуская автобусы на шасси ГАЗ-51. Но в преддверии международного фестиваля молодежи и студентов, в СССР стали появляться отдельные экземпляры новейших западных машин. И один такой экземпляр Volkswagen Transporter привел молодых инженеров РАФ в настоящий восторг.

Надо представлять себе энтузиазм советских инженеров того времени. Их коллеги создавали спутник, уже близок был полет Гагарина, и автомобилестроители хотели преподнести стране что-то сопоставимое.

Энтузиасты из РАФ решили сделать микроавтобус лучше, чем Volkswagen T2, целиком на основе отечественных технологий, без единой зарубежной детали. И, надо сказать, преуспели в этом. Правда, специалисты компании Спектр Такси отмечают, что и внешне, и по компоновке салона, первый советский микроавтобус был похож на немецкого собрата почти как две капли воды. Однако на нем стоял двигатель от «Москвича», и трансмиссия была полностью своя, а корпус был сделан хоть и по западному образцу, но из своего железа.

Микроавтобус РАФ-977

Первый вариант все-таки уступал «Фольксвагену» практически во всем. Но его неуклонно совершенствовали, доводя до пуска в серию. Мотор от «Москвича» был заменен на мотор от «Волги» ГАЗ-21, что сразу же значительно улучшило ходовые качества. И в 1959 году первый советский микроавтобус РАФ-977 был запущен в крупную серию.

Базовой была пассажирская модель - пригодная, например, для использования в качестве маршрутного такси. Но в то время маршрутки в Советском Союзе были не очень востребованы, и первый «рафик» получил известность в другом качестве. Он стал распространенной спецмашиной - прежде всего, автомобилем «скорой помощи», а также служебной машиной для самых разных предприятий и организаций, которым приходится развозить бригады по 5-10 человек.

Интересно, что милиция первый вариант «рафика» не очень жаловала. В середине 60-х годов в СССР появилась еще одна машина, тоже подходящая под определение «микроавтобус». Это была знаменитая «Буханка» - УАЗ-452. Полноприводный фургон военного назначения, пригодный также для использования в качестве спецмашины и для перевозки пассажиров.

Этот автомобиль тоже по-своему легендарен. Запущенный в серию в 1965 году, он производится до сих пор - с некоторыми изменениями по части трансмиссии, иногда с новыми двигателями, но без какого-либо рестайлинга. Внешне самые новые «буханки» практически ничем не отличаются от тех, что выпускались почти полвека назад.

Но если «буханка» совершенствовалась только в плане военного и специального применения, то «рафики» шли по иному пути. Главным в их развитии было повышение комфортабельности для людей.

Классическим образцом советского микроавтобуса, благодаря которому ко всем микроавтобусам вообще в нашей стране стало применяться название «рафик», является великолепный РАФ-2203.

Микроавтобус РАФ 2203

Влияние «Фольксвагена» заметно и в нем, но если РАФ-977 и Volkswagen T2 были практически близнецы, то РАФ-2203 и Volkswagen T3 - братья максимум двоюродные.

Двигатели ко второй половине семидесятых годов уменьшились настолько, что их стало возможно снова перенести вперед, что изменило внешний облик всех микроавтобусов этого периода. Появилась целая плеяда остроносых микроавтобусов, совсем непохожих на вагончики предыдущей эпохи. И наш знаменитый «рафик» - один из них.

РАФ-2203 строился на основе агрегатов «Волги» ГАЗ-24. И эта же традиция сохранилась после того, как Рижская автомобильная фабрика отошла от производства микроавтобусов, и эту функцию взял на себя сам поставщик агрегатов. Горьковский автозавод освоил производство широкого спектра микроавтобусов и фургонов «Газель».