Главная > Полезная информация > Такси в мире > США

Такси в США

В Соединенных Штатах Америки такси - один из самых популярных видов общественного транспорта. В больших американских городах существуют и автобусы, и метро, но они, как правило, не пользуются большой любовью местных жителей. Автобусных маршрутов немного, а метро считается местом небезопасным и не очень удобным. Трамваи же, сохранившиеся в некоторых городах США (Новый Орлеан, Сан-Франциско) являются скорее туристической достопримечательностью.

Практически у каждой американской семьи есть собственный автомобиль, а часто - и не один. Но пользоваться своей машиной даже в родном городе не всегда удобно. А при поездке в другой город из-за пробок и незнания оптимальных маршрутов можно как на собственном, так и на взятом в аренду автомобиле, столкнуться с весьма серьезными трудностями. Поэтому приезжим - как из другого города, так и из-за границы, в США обычно советуют пользоваться такси.

Такси в США

Для деловых встреч и делегаций лучше воспользоваться бизнес-такси - таких в Соединенных Штатах довольно много.

Первые американские такси появились более ста лет назад, причем первопроходцем был Нью-Йорк. И как раз в ту пору, когда знаменитый Генри Форд утверждал, что единственный приемлемый цвет для автомобиля - черный, основатели нью-йоркских таксомоторных фирм придумали красить свои машины в желтый цвет, чтобы они ярко выделялись на общем фоне. Этот маркетинговый ход оказался удачным, и до наших дней не только в Нью-Йорке, но и в других американских городах такси окрашивают в характерный желтый цвет. Исключением являются компании, предоставляющие услуги элитного такси - их автомобили, как правило черные. Но можно встретить и белые Мерседесы, в основном, на свадьбах и церемониях.

Впрочем, помимо цвета автомобилей для такси в США характерны и другие весьма своеобразные черты, которые особенно ярко проявляются в гигантских мегаполисах - от Нью-Йорка на востоке до Лос-Анджелеса и Сан-Франциско на западе.

Прежде всего, такси в Америке - это сугубо частный бизнес. Автобусы и метро в значительной мере контролируются муниципалитетами, тогда как услуги такси оказывают только частные фирмы. Тут следует выделить еще один частный сектор - заказ автобусов, аренда микроавтобусов.

Среди них есть крупные таксопарки, насчитывающие десятки и даже сотни машин. Но с ними активно конкурируют «корпорации». Деловая терминология в США несколько отличается от нашей, и в американском таксистском бизнесе «корпорацией» обычно называют фирму, в которой два-три совладельца, вложивших свой капитал в несколько автомобилей и лицензию на пассажирские перевозки (она, кстати, стоит гораздо дороже, чем машины).

Кроме того, водитель такси может сам быть единоличным владельцем как машины, так и лицензии на извоз. Если он бережет свою машину, то перевозит в ней пассажиров в рабочее время (которое отмеряет для себя сам), а затем ставит ее на стоянку. Если не бережет и хочет больше денег,  то имеет полное право нанять других водителей на то время, когда он сам отдыхает.

Хоть американцы и очень любят автомобили, произведенные в США, аренда Мерседеса пользуется спросом, ведь это страна, где сконцентрирован международный бизнес.

Безопасность

Для пассажира, впрочем, не очень важно, принадлежит ли такси крупному таксопарку или водителю-одиночке. По мнению специалистов компании Спектр Такси гораздо важнее комфорт и безопасность.

С этой точки зрения ситуация в США неоднозначна. С одной стороны, в Америке очень просто стать таксистом. Достаточно иметь водительские права, причем не обязательно американские. Святая вера американцев в то, что любой нормальный человек должен уметь водить машину с детства, приводит к тому, что водительские права практически любой страны обмениваются на стандартные американские без дополнительных экзаменов.

Чтобы стать таксистом, обладателю водительских прав надо пройти не очень сложный экзамен на владение английским языком и знание города.

Если добавить к этому, что работа таксиста считается среди американцев крайне непрестижной - складывается вполне очевидная картина. Абсолютное большинство таксистов в больших американских городах - это иммигранты из самых разных стран. А в городах поменьше - хоть и коренные американцы, но такие, которые не нашли более привлекательной работы.

Несмотря на это, такси является в США одним из самых безопасных видов транспорта. Каждый человек, которому выдана карточка, разрешающая работать за рулем такси, тщательно проверен. Его отпечатки пальцев хранятся в базе данных, сама карточка должна постоянно находиться на приборной панели машины, и на ней жирным шрифтом выделено его полное имя и личный номер. Всегда известно, на какой машине ездит в смену конкретный водитель.

Если американский таксист совершит преступление, его найдут раньше, чем он отъедет от места происшествия хотя бы на милю.

В результате преступления, совершенные таксистами - большая редкость. А вот преступления против таксистов случаются сплошь и рядом. За такси принято платить наличными, и за смену у водителя скапливается довольно много денег. Поэтому их то и дело пытаются грабить. И пуленепробиваемая перегородка между водителем и пассажирами, которая порой удивляет иностранных гостей - не прихоть и не причуда, а насущная необходимость.

Оплата

Как правило, поездки на такси в США оплачиваются по счетчику в зависимости от расстояния. Однако существуют и фиксированные тарифы - в некоторых городах официальные, а в других негласные. Чаще всего это тарифы за поездку о аэропорта до города и от отеля до аэропорта.

Приезжему, который не знает оптимальных маршрутов, лучше соглашаться на фиксированный тариф. Если он будет настаивать на оплате по счетчику (на что имеет полное право), то к концу поездки на счетчике наверняка будет больше. И доказать, что был выбран не самый лучший маршрут, он не сможет ни в каком суде.

Следует иметь в виду, что простой в пробках не оплачивается, тогда как остановка такси в том случае, если пассажир выходит из машины, должна быть оплачена повременно.

Заработок американского таксиста напрямую зависит от того, сколько денег он получил за поездки. Поэтому в США принято давать водителю чаевые - 10-15% сверх счетчика, а если таксист с ветерком и без малейших неприятных эмоций доставил пассажира от отеля в аэропорт - то и к заранее оговоренному тарифу.

Где ловить такси

Американские города в большинстве своем построены по квадратно-гнездовой схеме. Для активного движения транспорта предназначены авеню, а для жизни людей - улицы, расположенные перпендикулярно к авеню.

На авеню выходят двери офисов и магазинов, а на улицы  - двери жилых домов.

Русский перевод этих слов (авеню - проспект, стрит - улица) не вполне передаёт сущность явления. Но для того, кто хочет поймать такси в Нью-Йорке или любом другом американском городе, построенном по той же схеме, важно только одно.

Американцы никогда не ловят такси возле своего дома, если его крыльцо выходит на стрит (улицу).

Чтобы поймать такси, они идут в сторону ближайшего авеню. Именно там рыщут в поисках пассажиров опытные таксисты.

Разумеется, в Штатах можно вызвать такси по телефону едва ли не из любой точки страны. Этот способ вызова такси именно здесь, в Америке, и был изобретен.

Кроме того, есть традиционные места стоянок такси -  прежде всего, аэропорты, железнодорожные вокзалы, автовокзалы и отели.

Если вам нужно куда-нибудь поехать на такси из отеля, не нужно стараться самому. Такси поймает швейцар, но следует помнить: чаевые в Америке - важное средство для избавления от лишних хлопот. Чаевые заставляют обслуживающий персонал совершать много больше, нежели предусматривают их должностные обязанности.

Например, швейцар не обязан ловить такси, а таксист не обязан помогать в погрузке и выгрузке багажа. Делая то и другое, они рассчитывают на щедрые чаевые.

Вызывать такси по телефону с появлением мобильной связи стало проще. И все же по сей день многие американские таксисты продолжают искать пассажиров на авеню. И если нет времени ждать, то приезжим тоже рекомендуется выйти на авеню (подальше от дорожных знаков «остановка запрещена») и останавливать такси поднятым вверх большим пальцем.