Главная > Полезная информация > О такси > История такси

История такси

Современные таксомоторы на механической тяге существуют не так уж долго - чуть более ста лет. Но сама идея наемного экипажа с платой за проезд по таксе - гораздо древнее. Как и многие из идей и вещей, ставших неотъемлемой частью европейской и мировой цивилизации, она возникла еще в Древнем Риме.

Как это ни удивительно, не только мощеные дороги и водопровод, но и первые такси были изобретены в Римской Империи. Это были в общем-то обычные конные повозки, но они имели настоящий счетчик пройденного расстояния. К оси повозки крепилась хитроумная конструкция, чем-то похожая на лототрон, из которого с заданной периодичностью выскакивает шарик. Только в данном случае через каждый стадий (185 метров) в поддон падал камушек. И к концу поездки по числу камней определялась ее цена.

В Средневековье эта традиция исчезла, и долгое время наемного транспорта, доступного для широких кругов населения, не существовало вовсе. У знатных и богатых людей были собственные выезды, сельские жители для поездок использовали свой тягловый скот, а горожане ходили преимущественно пешком.

Но города росли, и к XVII веку идея общедоступного пассажирского транспорта вновь стала овладевать умами.

Парижские фиакры

Что бы ни думали на этот счет англичане, а в Париже конные прототипы такси появились раньше, чем на улицы вышли знаменитые британские кэбы.

Назывались эти повозки фиакрами, потому что их первая стоянка располагалась возле парижской гостиницы «Hotel de saint Fiacre», названной так по имени святого, часовня которого находилась рядом.

Некий предприимчивый и богобоязненный парижанин по фамилии Соваж создал настоящую фирму, которая осуществляла перевозки пассажиров в экипажах, украшенных изображениями святого Фиакра. И в результате имя небесного покровителя досталось самим повозкам.

К середине 1630-х годов столицу Франции уже невозможно было представить без фиакров. Однако, как отмечают специалисты компании "Спектр Такси", этот бизнес оставался довольно неорганизованным - не только во Франции, но и в других странах, где тоже стали появляться наемные экипажи.

Первыми навести порядок в сфере частного извоза решили англичане.

Лондонские кэбы

Первая официальная лицензия на извоз была выдана в Лондоне в 1636 году. Правда, тогда лондонские наемные экипажи не слишком отличались от парижских. Они были четырехколесными и чаще всего открытыми.

Впрочем, двуколки (двухколесные конные повозки) всегда пользовались популярностью в больших английских городах, включая Лондон. Дело в том, что двуколке проще разворачиваться и парковаться на узких улицах. Разновидностью подобных экипажей был кабриолет, и по самой распространенной версии именно от этого слова возникло сокращение «кэб».

В XIX веке была создана простая, дешевая и удобная конструкция - двухместный крытый кэб с двумя колесами, позволяющий экономить пространство даже за счет места для кучера. Кучер в таком кэбе сидит наверху и позади пассажирской кабины.

Впрочем, были и четырехместные кэбы, но они предназначались в основном для случаев, когда нужно одновременно везти более двух пассажиров.

Наибольшего расцвета кэбы достигли во второй половине XIX века, и нам они известны по романам английских писателей того времени, а еще больше - по экранизациям. Благодаря фильмам о Шерлоке Холмсе каждый знает, как выглядел легендарный английский кэб.

Интересно, что в это же самое время на Востоке появились рикши - наемный транспорт на «человеческой тяге». Казалось бы, от этого транспорта веет древностью, но нет. Первые рикши, готовые за плату доставить в указанное место любого пассажира, побежали по улицам японских городов в 1860-е годы, когда в Европе и Америке уже ходили поезда и создавались первые прототипы автомобилей.

Первые таксомоторы

С идеей поставить бензиновый двигатель на наемные экипажи всех опять-таки опередили французы. В 1896 году на улицах Парижа появились самодвижущиеся фиакры - однако большой популярностью они не пользовались, так как поездка стоила дорого.

Фиксированной таксы тоже не было, пока в 1907 году не появился пригодный для повседневного использования таксометр - то есть прибор для определения платы по таксе в зависимости от расстояния.

На этой стадии соревнование между Парижем и Лондоном продолжилось. Автомобили с таксометрами в 1907 году вышли на лондонские улицы. Это были уже самые настоящие такси - хоть и на базе автомобилей разных марок.

Зато французская фирма «Рено» опередила всех конкурентов в создании специализированного таксомотора. В нем пассажиры были отделены от водителя. Они ехали в комфортабельном закрытом салоне, в то время как шофер находился фактически под открытым небом и был вынужден носить защитную спецодежду, чтобы уберечься от непогоды.

Впрочем, как отмечают специалисты компании "Спектр Такси", идея создания специальных моделей автомашин для использования в качестве такси в большинстве стран угасла довольно быстро. Лишь в Великобритании эта традиция живет до сих пор, и английские такси отличаются от других автомобилей не только внутренним оборудованием, но и внешним видом.

В других странах, как правило, главным отличием такси от прочих машин является счетчик-таксометр. Кроме того, распространенной деталью оборудования является стеклянная перегородка между пассажирскими местами и местом водителя, а со второй половины XX века - еще и средства связи.

Мэр Ла Гвардия и желтые такси

Частный извоз - дело прибыльное, и в большинстве стран власти стараются его регулировать - как в целях безопасности пассажиров, так и для обложения налогами.

Оригинальное нововведение предложил знаменитый мэр Нью-Йорка Фиорелло Ла Гвардия, руководивший городом в предвоенные годы, когда США не без труда выходили из тяжелого кризиса. Он предложил красить такси в необычный цвет, чтобы они резко выделялись среди остальных машин (которые в то время чаще всего были черными). Впоследствии таким особым цветом для нью-йоркских такси стал желтый.

А еще он изобрел специальный лицензионный знак - так называемый «медальон», который крепится на капот такси. Таких знаков было изготовлено 11787. И по крайней мере до 1980-х годов их число оставалось неизменным. То есть в Нью-Йорке не могло быть больше 11787 лицензированных желтых такси.

В 1937 году медальон стоил 100 долларов для частника и 10 - для гаража. За полвека цена медальона выросла в сотни раз и он стал стоить гораздо дороже машины, на которой закреплен. Причем цена этой наглядной лицензии на извоз определяется рыночным путем. Как отмечают специалисты компании "Спектр Такси", медальоны переходят из рук в руки частным образом, а власти лишь официально подтверждают факт купли-продажи.

Впрочем, в Нью-Йорке есть не только желтые такси, но и многочисленные фирмы по сдаче в аренду автомобилей с водителем. По сути те же такси, но им запрещено брать пассажиров на улице.

А есть еще «цыганские кэбы» - машины частников, которые промышляют извозом без всякой лицензии. Они рискуют нарваться на штраф, но доходы выше.

В общем, все почти как у нас.

Такси в России

У нас в России первые «извозчики с мотором» появились еще до революции, в 1907 году. Но революция вместе с другими приметами старой жизни отменила и такую роскошь, как наемный автомобиль для индивидуальных клиентов.

Лишь в 1924 году, когда стал налаживаться новый быт, было решено вернуть такси на улицы. Своих серийных легковых автомобилей в стране еще не было, так что закупили за рубежом «Рено» и «Фиаты».

В 1925 году советские такси вышли на линию в Москве, а вскоре и в Ленинграде. С 1926 года таксопарки стали создаваться и в других крупных городах. На услуги такси была установленная твердая государственная цена - 50 коп./км или 4-50 в час. Затем, впрочем, цена менялась - главным образом, в результате денежных реформ. В 1960 году она составляла 1 рубль за километр, после 1961-го превратилась в 10 копеек, а к 1980-м волевым решением («в связи с возросшим уровнем благосостояния трудящихся») была поднята до 20 коп./км.

Как только в крупную серию пошли отечественные легковушки, таксопарки стали переводиться на них. И в послевоенное время в качестве такси неизменно использовались самые комфортабельные из машин, выпускавшихся крупными сериями. Сначала это были «Победы», а затем «Волги» (ГАЗ-21 и сменившая ее ГАЗ-24).

Традиционным цветом советских такси стал белый, а отличительным знаком - шашечки на дверце и зеленый огонек за ветровым стеклом. Попадались, впрочем, и черные такси, а вот цветные - никогда. Это теперь, по американскому образцу, многие фирмы стали красить свои такси в желтый цвет. А впрочем, никакого единообразия в этом плане сегодня нет. В 90-е годы рынок такси вообще разладился. Люди ценили экономию средств выше, чем свою безопасность, и рынок почти целиком захватили частники без фиксированных цен и без счетчиков.

Но теперь ситуация начинает меняться - особенно в сфере такси по вызову. Гораздо надежнее и удобнее вызвать такси по телефону или заказать заранее, чем ловить его на дороге. А с 2012 года грядут новые изменения. Вступает в силу закон о такси, который призван упорядочить деятельность по перевозке пассажиров легковым автотранспортом. В частности, если для владельцев частных машин правила техосмотра значительно облегчаются, то для владельцев и водителей такси вводятся новые, гораздо более жесткие требования.